воскресенье, 19 августа 2012 г.

Электрогитара "Тоника"

История

Это первая массовая модель серийных советских электрогитар с цельным корпусом. Электрогитары Тоника выпускалась, во вариантах ЭГС, ЭГСР и ЭГБ с незначительными отличиями, на четырёх фабриках: в Ростове-на-Дону, Орджоникидзе (обе фабрики - одно МПО «Кавказ» и делали одинаковые модели), Свердловске (Тоники этих трех фабрик самые распространенные), а так же более ранние Тоники Ленинградской фабрике им. Луначарского.

Устройство

Свердловская электрогитара Тоника, наследует эргономичную форму Ленинградской модели СОЛО-РИТМ. Дека выполнена из традиционного мебельного щита на основе бука и покрыта обычной полиэфирной бронёй. Едва ли не единственная отечественная гитара, для формы которой ещё не найден стопроцентный прототип импортного образца. Гриф Тоники довольно толстый, но узкий. Анкер в нём есть, но, за неимением выхода на поверхность, регулировке не подлежащий. Крепление грифа – на двух винтах прямо сквозь корпус. Часто у Ростовских Тоник черный цвет деки не совподает с церным цветом грифа, это связанно с тем, что грифы и деки покрывались по разным технологиям.

Железо

Тремоло-система на всех Тониках абсолютно идентична тем, которые ставились в ГДР на MUSIMA, выполненные по принципу модных в 60х Bigsby. Колки стандартные, как на всех ростовских электрогитарах, производства московской фабрики или как на акустиках, на одной пластине 1х6 с силуминовыми штоками. Роликовый бридж, такой же как на всех электрогитарах НПО "Кавказ" и Свердловских Тониках, позволяющий регулировать высоту струн и точно выставлять мензуру, без специальной доработки, к сожалению, является источником неприятного дребезга. Бридж закрывается декоративныой крышкой держащейся за счет силы трения, обычно почти всегда утеряна. Стоит отметьть что крышка бриджа от Музим с аналогичным тремоло отлично подходит для для замены в случае утери и обратно. Антабки - своеобразные металлические "грибки", достаточно надёжные.

Электроника

Электрическая схема довольно простая: два сингла, варитон на пять положений с фиксированными тембрами и две (!) громкости. В первом положении варитона включён только бриджевый датчик с двухступенчатой регулировкой громкости, во втором - оба датчика в параллель, в третьем - нековый датчик с фильтрацией высоких частот, в четвёртом - бриджевый с отсечкой низких, в пятом - гитара выключена. Схема после экранировки и вываривания звукоснимателей в парафине, вполне работоспособная. Часто на ростовских тониках стоит пикгард в сборке с темброблоком от Тоники-Бас о чем сообщает бумажка со штампом ОТК на обратной стороне пикгарда. Из-за этого почти всегда звукосниматели стоят не по центру относительно осевой линии гитары, а пикгард немного вылезает за правый край деки. Прчием это проблема не одной серии, а большинства Ростовских Тоник с датчиками имеющими регулировку по высоте.
Схема электроники электрогитары Тоника

Общие впечатления

У ТОНИКИ не самый идеальный баланс: из-за сравнительно короткого верхнего рога гитара слегка клюёт грифом. Плюс (минус) гнездо шнура расположено в самом неудачном месте - на нижнем ребре, т.е., поставить подключённый инструмент, не сломав штеккер - невозможно.

Электрогитара КРУНК - АНИ


История

Редкая модель электрогитары (возможно экспериментальная), производившиеся в Армении в самом начале 70х годов. Известный экземпляр с номером 97 выбитом в дереве на пятке грифа и деке, выпущен не ранее 1971 года.

Устройство

Электрогитара "Ани" имеет явно выраженную брутальную углаватую форму национального Армянского дизайна, причем весьма неплохого. Этакий микс Gibson Explorer и Jolana Star V в нестандартном для этой фабрики исполнении, очень красивого зеленовато-голубого цвета с эффектом золотой или звездной пыли с ярко оранджевым пикгардом.

Дека

Выполнена из фанерованной буковой доски, имеет угловатую форму как и у Ани Баса, с эргономическим скосом под руку на левом, нижнем роге/углу и покрыта толстым слоем полиэфирного лака.

Гриф

На удивление тонкий и удобный, имеет стратоподобный профиль, 20ладов + 1 нулевой, с анкером, что не типично для остальных моделей электрогитар Крунк.Накладка грифа выполнена скорее всего из эпоксидки с добавлением затемнителя, либо это такое толстое, мутное лаковое покрытие, имеет радиус, и инкрустированна перламутровыми маркерами - дотами (точками). Крепление грифа – на трёх болтах, через металлическую пластину, гайки в которые вкручиваются болты потайные, как ан Музимах, место крепления не окрашенно для лучшей стыковки, что тоже не тепично для советских гитар.

Электроника

Три звукоснимателя закрытого типа, шестипозиционный переключатель переключащий звукосниматели и пассивные частотные фильтры, три потенциометра – регулировки громкости, регулировки тембра нет.
Входной разъем - класический советский пятиконтактник, расположенный с торца деки.

Механика

Бридж роликовый, с возможностью точной подстройки мензуры и регулировки высоты струн, не закреплён на корпусе. Тремоло-система скопирована с чехословацкой JOLANA Star V (так же, как и бридж). Колкои 1х6,традиционно советского качества, лопасти колков пластмассовые.

Общее впечатление

Вполне вероятно лучшая из всех Армянских электрогитар, по дизайну и исполению.

МУЗА "СОЛО"


Муза «Соло» – бюджетная гитара рубежа эпох производства фабрики Муздеталь. Гитара выглядит вполне современно, появившись на чертежах в 1987г. она видимо производилась вплоть до кризиса 98-го года. Как уже было сказано в описании бас-гитары Муза – это инструменты задумывавшиеся, как максимально дешевые гитары соответствующие современным на тот момент дизайнам. Деки для Баса и Соло делались по одной технологии и заготовке – корпус не цельнодеревянный, в основе деки всего один, но достаточно широкий буковый брус именуемый Клёц, а вся остальная часть – пустотелый полистирол, который и образует форму деки, поэтому гитара очень легкая. Вот история одного из хозяев этой гитары:

Когда в 97-м году у меня появилось немного денег, я просто пошёл на проходную завода на 13-й линии, и сказал, что хочу купить гитару. Меня провели в цех, принесли бас и "лес-пол", а также изображённую на чертеже гитару типа "стратокастер" - это была двурогая белая гитара, с чёрным пикгардом и чёрными звукоснимателями.Бридж - не очень качественная копия стратовского, вместо 5-ти позиционного переключателя - три приборных тумблера. Несмотря на то, что струны я использовал 009, колок первой струны начал срезаться: это были весьма качественно изготовленные колки, с латунной шестерёнй, смазанные и закрытые крышками. Они до сих пор у меня где-то лежат - вместо них я приспособил колки, аналогичные "ураловским" - они грубее, целиком из стали, да и металлические "барашки" лучше выглядят. Ну и строй, как ни странно, держат лучше. Тумблеры я заменил на 5-ти позиционный круговой переключатель, разведённый аналогично стратовскому. В комплекте с гитарой шёл роскошный кожаный ремень, но у меня его "увели".

Со временем головка грифа рассохлась и отломалась (гитару не роняли!),
мне её починили на предприятии "Аккорд" в Апраксином дворе.

Электрогитара "ОДЕССА"

Итак "Одесситка",так я ее буду называть.
Гриф, по ощущениям как Ураловский, узкий и толстый в обхвате, накладка из какого-то фруктового дерева, красноватого цвета, плоская, без закругления. Белый пластиковый кант, такие же пластиковые, асимметрично расположенные, точки-маркеры. Обводы пера напоминают Музиму, без окантовки. Колки с пластиковыми рифлеными лопастями, были прикрыты прямоугольной формы стальной хромированной крышкой, единой на все 6 шт.
Нулевого лада не помню, да и на обоих фотографиях видно, что его не было.
Дека, с прямыми, оригинальными для Совмузпромовских гитар рогами, которые были по форме скопированы с одного из "итальянцев". Выполнено по традиционно нашей технологии - из "Советского гитарного пирога"-склеенные разнопородные брусочки в облицовке из 3мм фанеры. Плотный слой оранжево-красно-черного санберста, структуру дерева разглядеть не позволял, тоже как на Урале. Вся эта красота была традиционно залита лаком.
Панель, зигзагообразной формы, сделана из 3мм плекса, крашеного с изнанки в черный цвет. Украшена она была продранными и закрашенными бронзой "Музимовскими" кантами.
На ней располагались три звукоснимателя в хромированных корпусах с узкими прямоугольными окошками, закрытыми зеленым перлоидом. Еще имелись две пары интимно флуоресцирующих в ночи переключателей, с назначением которых тогда разобраться не удалось. Они НИЧЕГО в звуке не меняли. Зато две крутилки из хромированного металла с перлоидным торцом регулировали звук и тембр. Завершало все это электронное
великолепие гнездо выхода, под МИНИ ДЖЕК!!! В комплекте с жестким экранированным проводом, который вместо отсутствующей внешней изоляции, был облачен в белый несгибаемый кембрик. Мини джек выпадал из гнезда, даже без сквозняка, в самый неподходящий момент. Поэтому собственными силами провод был соединен напрямую и в нерабочем состоянии варварски обматывался вокруг талии гитар.
Обильно хромированные струнодержатель с тремоло, как и бридж с полным комплектом регулировок и крышкой, сильно напоминают Тонико-Музимовский комплект, но не идентичны с ним ,и больше мне на других гитарах не встречались. Что навевает на мысль об оригинальности.
Гитара при продаже комплектовалась дерматиновым, на байковой подкладке чехлом с бронзовой застежкой-молнией и запасными ферромагнитными струнами с плоской навивкой.