воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Электрогитара Форманта 241 БЛ


История

Одна из самых популярных советских электрогитар, Форманта выпускалась Борисовским заводом с середины 70х до середины 80х. Дизайн, за который Форманту очень многие любят, очень удачен, он полностью повторяет модные Ибанез JetKing, Kawai и другие японские гитары конца 60-х годов, но главной её осебенностью является встроенный эффект "фуз" за счет которого в 70х годах эта модель была общем самой "навороченной" советской электрогитарой "для мяса". За время выпуска Форманта притерпела много изменений, а в середине 80х была унифицирована с появившейся новой моделью СОЛО-II, в результате чего превратилась в модель носящуюю указывающую на унификацию имя - СОЛО-II "ФОРМАНТА" с артикулом 262БЛ, в которой к сожалению от оригинального японского дизайна осталась лишь форма деки.

Устройство

Несмотря на то, что Формантку копировали с японских гитар Форманта не ушла далеко от своей предшественницы - Аэлиты производства той же Борисовской фабрики. Это тоже электрогитара с цельной декой из фанерованной доски, с тремя звукосниматели и механическим вибрато. Технически можно выразиться что Форманта - это апгейт Аэлиты, т.к. одна просто пришла на смену другой используюя те же заводские мощности и производственную базу: грифы, звукосниматели, кнопки, бриджи и многие другие детали на этих моделях не зависимо от периода выпуска почти полностью идентичны и абсолютно взаимозаменяемы. Однако некоторые отмечают, что по звуку Форманта предшедственнице всё-таки совсем чуть-чуть проигрывает.

Корпус

Дека выполена из фанерованной доски и покрыта полиэфирным отполированным лаком.


Гриф

Толстый и широкий, профиль почти квадратный. Интересно то, что особых неудобств не вызывает, видимо из-за очень аккуратных и качественных ладов. Гриф поставлен плохо, имеет отрицательынй угол крепления, но из-за низких датчиков игре это мешает в меньшей степени, чем на СОЛО-II.

Электрика

Три датчика, синглы. Включаются каждый отдельно нижним блоком клавиш. Фуз на двух транзисторах, выполнен внутри гитары, находится под верхней планкой и включается одиночной клавишей. Регулировки фуза - гейн и громкость. Батарея питания ставится в паз под грифом, закрытый некплейтом. Паз выбран недостаточно, чтоб разместить там батарею, некплейт на место привинтить на моем экземпляре нельзя.
ВАЖНО!
Выходное гнездо было ТОЛЬКО диновое (DIN-5, СГ-5), обычные советские аудиокабели СГ-3 не подойдут. В комплекте с гитарой шел специальный шнур или переходник т.к. распайка разъема нестандартная на замыкание для того тобы батарейка не садилась, когда гитара не подключена. Незнающие люди в отсутствии переходника думают что схема "мертвая" и начинают чудить с начинкой гитары.

Механика

Колки стандартные, Московские.Тремоло неплохое в целом, а бридж ужасен: дребезжит и без доработки его гитару серьёзно использовать невозможно (нужно как-то зафиксировать ролики), встречаются также еще и с деревянным бриджем, который лишен дребезжания.
Фирменная фишка белорусов - отвертка как антабка для ремня.

Общее впечатление

Несмотря на некоторые недостатки Форманта получилась настощей гитарой своего времени, с весьма приятным чистым звуком она у многих осела с советских времен как "домашняя реликвия", а ищущие "свой звук" экспериментаоры бесконечно бесконечно экспериментируют её встроенной электроникой из-за обилия которой Форманта может считаться одной из самых тяжелых электрогитар сделанных в СССР, в связи с чем и из-за отсутствия на ней иногда лого, начинающие путают её с Уралом, наслушавшись гонева про вес последнего.

Ленинградская Электрогитара Тоника

Ленинградская электрогитара Тоника является одной из первых серийных цельнокорпусных электрогитар советского союза. Вупускавшаяся на фабрике им.Луначарского она послужила прототипом для серии электрогитар Тоника производившихся в Свердловске, Ростове и Орджоникидзе, которые несколько отличались от Ленинградской. В магазинах Тоника появилась в 1967 году, но производилась всего пять лет. Она имеет ни на что непохожую форму деки, очень удобную для аккордной игры. Гриф имеет 21 + нулевой лад и крепится к деке на болтах, в качестве интересной заметки можно отметить инкрустацию тремя точками на 12-ом ладу. Колки такие же как на Ленинградских Акустиках, гитара имеет не фиксированный регулируемый по высоте бридж и струнодержатель из металлической пластины с петлями под струны, на некоторых экземплярах прикреплен овальный логотип «ЛЕНИНГРАД». Исполнение электроники у гитары было в 2х вариантах:

первый - 2 звукоснимателя громкость которых регулировалась двумя потенциометрами (такая же схема на идентичной бас-гитаре)

второй – раздельная регулировка уровня громкости двух звукоснимателей,
общий тон и выполненные на базе осветительных выключателей ступенчатые
фильтры.

Электрогитара Тоника была относительно хорошим началом для производства электрогитар – имела очевидно простую электрическую схему, которая собирает потенциально меньше шумов, чем тот же УРАЛ, отсутствие тремоло – тоже плюс т.к. в советском исполнении большинство тремоло систем становятся виновниками уплывающего строя. Ленинградская тоника была намного лучше выпускаемых впоследствии на ленинградской фабрике Марий, очень интересный инструмент для коллекционеров советских электрогитар.