воскресенье, 12 августа 2012 г.

Бас+электро

Наверно, самый одиозный струнный электромузыкальный инструмент, выпускавшийся в СССР - изделие Ереванской Фабрики, сочетающее в себе соло-гитару и короткомензурный бас.

Устройство.

Качество изготовления гитары - близкое к кустарному (в худшем смысле этого слова). Корпус - собран по классической советской схеме, набор продольных деревянных брусков, обшитый фанерой. Бруски то ли от неправильного хранения, то ли от качества склейки слега разошлись. Сработан корпус очень грубо, неровные грани сразу бросаются в глаза (примечание: бросаются, когда глаз притерпится к и без того жутким обводам корпуса). Формой отдалённо напоминает ТОНИКУ.
Покрыт необыкновенно толстым и крепким даже по советским меркам слоем полиэфирного лака цвета "звёздная пыль" - черный лак перемешан с золотистой крошкой. Покрыт, судя по безобразным застывшим потёкам внутри выборок, методом "макания", рекомендованным на этикетках ёмкостей с лакокрасочными материалами.
Выборки очень большие и глубокие, почти на всю толщину корпуса - как под машину, так и под электронику, хотя по сути ничем при оригинальной комплектации не заполнены.
Грифы - крепятся тремя саморезами через металлический некплейт-треугольник, "ходят" даже под натяжением толстых струн. Басовый гриф - из пятнистого клёна, гитарный - не то из березы, не то из липы (примечание: надо предполагать, что на разные части разных экземпляров шло разное дерево, какое под руку попадалось, безо всякой логики). Грифы без анкеров и накладок, толстые и узкие, прямоугольного сечения, скругляющегося к телу гитары. Покрыты тем же полиэфирным лаком с блёстками.
Длина мензуры гитары и бас-гитары - 650мм и 810мм соответственно.

Железо.

Машинка гитары - копия тремоло JOLANA, имевшая также хождение на белорусских АЭЛИТАХ и отечественных копиях FUTURAMA. Струнодержатель баса - стальная рамка с отверстиями под струны. Нижние порожки держались под натяжением струн; на данном экземпляре утеряны. Колки – гитарные такие же, как и на Луначарских гитарах, но со втулками, механика - 6х1; басовые – оригинального, похоже, производства – маленькие, с тяжёлой цельнолитой лопастью круглой формы, 2х2. Качество механики комментировать не будем.

Электроника.

Датчики – фирменные ереванские, никелированная ванночка с перлоидным вкладышем в окошке, утлая катушка в промасленной бумаге, магнит с шестью углублениями. На бас-половине датчики точно такие же, с шестью «магнитоводами» в магните. Схема электрическая, принципиальная такова: на гитаре различные комбинации звукоснимателей включаются галетником, на бас-гитаре датчики работают параллельно и никаких настроек не имеют. Темброблок – тумблер типа «свет в сортире» для переключения между гитарой и бас-гитарой, общий тон, общая громкость. Гнездо – СГ5. Сохранившиеся осколки пикгардов – оргстекло, с внутренней стороны крашеное красным лаком и обклеенное фольгой. Сильно смахивает на потуги пионерии, но больно ровно вырезаны щитки и аккуратно сделаны отверстия по саморезы. Коммутация – через сверленые отверстия между выборками, есть заземление на машинку гитары.

Общие впечатления.

При всей своей внешней монструозности инструмент довольно лёгок (5 килограмм – вес бас-гитары УРАЛ, немного для двухгрифовой гитары), достаточно удобно лежит в руках, имеет нормальную балансировку. Грифы человеку знакомому с советскими инструментами не покажутся неудобными, корпус никак не мешает игре на бас-гитаре или гитаре – ни левой, ни правой руке. Звук инструмента – резкий, пустой, пластмассовый, немного глуховатый – сказываются и огромные выборки в корпусе, и паршивое дерево, и неустойчивое крепление грифов, и слабые датчики. Исключительно ценный экспонат в коллекцию, но едва ли применим в музыке, разве что для мозгодробительных экспериментов. Предполагалось видимо, что этот экземпляр будет использоваться в ВИА с гибким или ограниченным составом музыкантов, но об этом история умалчивает :)

Бас-гитара Тоника


Бас гитара Тоника фабрики Орджоникидзе. Цельнокорпусная гитара, гриф с регулируемым анкером (регулировка в верхней части грифа), 23 лада, крепление на двух винтах. Колки типовые. Звукосниматели – два сингла, нерегулируемых по высоте. Гриф и корпус покрыты толстым слоем полиэфирного лака. Электрическая схема – регулятор громкости, регулятор тона, пятипозиционный переключатель звукоснимателей. Выход – 5DIN. Регулировка мензуры и высоты подъема струн осуществляется нефиксированным бриджем из пластмассы, который сильно снижает сустейн. Похоже что наши инженеры задумывали эту бас гитару как соло инструмент, тк. 23лада ни одна 6ти струнная электрогитара не имела, максимум 22. Столь длинный гриф намного больше подвержен прогибанию, и деформациям нежели басовые грифы фендеровского стандарта, имеющие 19 ладов при той же мензуре.

Сеть магазинов "Свет и Музыка" подвела итоги конкурса "Распиши гитару!"

В этом году участники разрисовывали настоящую классическую гитару. 43 юных музыканта, учеников детских художественных школ и участников постарше стали авторами оригинальных работ! Увидеть произведения в интернете смогли 2884 посетителей сайта и компетентное жюри в каждом городе сети магазинов «Свет и Музыка».

Подробности можно найти на сайте компании "Свет и Музыка".

Примочка ПМЭ-1

представляет собой довольно популярное сочетание вау-педали и фузза в одном флаконе. Педаль несколько непривычной конструкции, кому то напоминает педаль от швейной машинки, кому-то "детонатор для фугасов". Корпус довольно основательный, размеры 251х118х70мм, весит 1,5кг, отлит из силумина, в общем, убить практически нереально. Сверху имеет резиновое покрытие. Крышка соединяется с основанием сквозной осью, которая, если верить инструкции, выдерживает до 80 кг.

Органы управления выведены на левую сторону. Мощный трехпозиционный тумблер управляет общей тембровой окраской звука, судя по всему, перемещая "горб" АЧХ в различные положения. Мега крутая фишка - точечка на ручке тумблера светится в темноте(!) Переменный резистор регулирует баланс между основными тонами и верхними обертонами от мякого низкого рычания до аццкого звука консервной банки. Ну и традиционные соответствующие подписи "Тембр ВАУ" и "Тембр ФУС" не могут не улыбнуть.


Входное гнездо - стандартный 5-контактный разъем, расположенный симметрично тумблеру. Он же служит выключателем питания. (Для включения педали 2-й контакт замыкается с 4 или 5. Выходного гнезда как такового не предусмотрено. Выводной шнур входит в корпус в задней части и припаивается непосредственно к плате. Ко мне педаль пришла с хвостом порядка полутора метров, судя по всему, не родным. Для удобства он был заменен на короткий кусок с ответной частью под штеккер СШ-5 (или ОНЦ-5, как их только не обзывали).


Питается сабж от одной кроны, отсек для которой находится снизу и закрывается крышкой на 2 винтах. На нижней стороне также присутствует вывод контрольной точки и движок "длительность", который поворачивается отверткой и по сути регулирует силу перегруза. Там же приклеен шильдик с эмблемой завода, заводским номером и т.д. Год выпуска - 1976.