среда, 22 августа 2012 г.

Электрогитара Аэлита

Гитара массово выпускалась МПО «Кавказ» в Ростове-на-Дону и Орджоникидзе. Цельнокорпусная гитара, гриф с регулируемым анкером (регулировка в нижней части грифа, под некплейтом), 21 лад, крепление на четырех шурупах. Колки типовые, одиночные, использовались на других гитарах МПО «Кавказ» и ленинградской фабрики им. Луначарского. Колки подвержены частым поломкам – изгиб пластин, отломка зубцов. Звукосниматели – три сингла, регулируемых по высоте (на ранних моделях – нерегулируемые), с металлическим корпусом. Гриф и корпус покрыты толстым слоем полиэфирного лака. Электрическая схема – как и на электрогитаре «Урал» - кнопки включения/выключения звукоснимателей, кнопки включения/выключения регулировки тембра на каждый звукосниматель, ручка регулировки тембра на каждый звукосниматель и общая регулировка громкости. Струнодержатель с тремоло – пластина, держащаяся за счет натяжения струн на зацепе, опирающаяся на пружину с одного края. Конструкция крайне ненадежна, может слетать при энергичной игре вместе со струнами. При использовании тремоло, как правило, уползает строй, поэтому, дошедшие до нас экземпляры обычно не комплектуются рычагами, их просто выкидывали. Бридж – фиксированная пластина с сухарями, возможна регулировка мензуры и подъема струн по высоте. Конструкция неудачна, сильно снижен сустейн, регулировка по высоте неудобна из-за необходимости после регулировки затягивать бридж гайками на опорных винтах, иначе конструкция «гуляет». Бридж накрыт крышкой, которая обычно быстро терялась или снималась за ненадобностью. Гитара снабжена подпружиненной пластиной с резиновой накладкой приглушения струн и создания «эффекта банжо».
По распространенности данный инструмент является вторым после легендарной электрогитары Урал.

Электрогитара АККОРД

Вероятно, настоящий инструмент в комплексе с парным бассом могут считаться первыми отечественными электрогитарами с цельным корпусом, производившимися серийно. Прототипом для мастеров Ленинградской фабрики им. А.В. Луначарского могли послужить гитары итальянской фирмы EKO, достаточно широко использовавшиеся в то время (конец 60-х – начало 70-х годов прошлого века) профессиональными ВИА, по крайней мере, характерная форма деки достаточно недвусмысленно указывает на это.

Дека наборная, фанерованная шпоном ясеня и окрашенная в тобакко-санбёрст имела белый кант с обеих сторон, белую пластмассовую накладку и обечайку, оклеенную чёрным целлулоидом.

Вклеенный гриф, достаточно тонкий и узкий, не имеет анкерного стержня, вследствие чего под натяжением струн может прогибаться с течением времени. Накладка чёрная, без маркеров (разметка ладов белыми точками по ребру грифа). Колковая механика 6х1, с белыми пластиковыми бутонами.

Деревянный бридж, незакреплённый на корпусе, может регулироваться по высоте. Точная отстройка мензуры выполняется перестановкой обрезков ладовой проволоки в параллельных пропилах верхней части бриджа, как, допустим, на старых JOLANA’х.

Струнодержатель состоит из металлической пластины-гребёнки, прикрытой декоративным хромированным кожухом.

Электрическая схема состоит из трёх звукоснимателей-синглов в алюминиевых корпусах без магнитоводов (фиксировано привинченных к корпусу) и трёх потенциометров, регулирующих громкость и тон. В качестве гнезда использовалась обычная радиорозетка с двумя отверстиями. (Использованием подобных разъёмов, вполне сопрягаемых с вилками шнуров обычных электроприборов, собственно, и продиктованы предупредительные надписи в паспортах отечественных электрогитар «В осветительную сеть НЕ ВКЛЮЧАТЬ!», столь веселящие нынешние поколения гитаристов. В то время, однако, подобные небезопасные «эксперименты» были вполне вероятными.)

По ощущениям гитара довольно удобная, не тяжёлая, с достаточно удобным грифом.
В настоящее время обе Ленинградские «ЭКО-гитары», выпускавшиеся недолго и небольшими партиями, представляют собой безусловную коллекционную ценность.